Основатель «Коммерсанта» Владимир ЯКОВЛЕВ — россиянам: «Уезжайте и, главное, увозите детей!»
Без шуток. Я, честно, невысокого мнения об уровне своих умственных способностей. Те, кто меня знает, могут подтвердить — у меня вообще куча недостатков и странностей. Но вот интуиция меня вроде никогда еще не подводила. И я поэтому пишу этот пост. Я уверен, что России в самое ближайшее время — недели, месяцы — предстоит один из двух сценариев.
Либо смена власти с совершенно непредсказуемыми и опасными последствиями. Либо тяжелейший социальный кризис с уличной преступностью, нехваткой самого необходимого и реальной опасностью для жизни и здоровья граждан. Поэтому без всяких шуток.
Если есть возможность, уезжайте и, главное, увозите детей. Ок, не навсегда — на два-три месяца (это можно без визы), на полгода. Но — уезжайте. Если за это время ничего не произойдет и ситуация наладится, я сам буду рад ошибиться.
Я понимаю, что те, кому сегодня 25-30, не чувствуют реальность таких сценариев. Я тоже их в этом возрасте не чувствовал. Пока однажды не вернулся из отпуска, не позанимался с утра спортом на «Динамо», не вышел из спортзала, не сел в машину и не обнаружил, что вместе со мной на красном светофоре у Белорусского стоят танки и другая разрозненная боевая техника.
Это было утро 19 августа 1991 года, утро ГКЧП. Три ночи подряд город с трепетом вслушивался в автоматные очереди за окнами. Тогда все чудом не кончилось смертоубийством.
В этот раз чуда не будет потому, что те, кто тогда были слабы, сегодня — сильны, а тех, кто тогда был в стране и имел возможность повлиять на ситуацию, сегодня в стране нет.
Перевороты всегда происходят неожиданно. Переворот в Румынии начался с митинга в поддержку ее тогдашнего правителя Чаушеску. Последние выборы в Верховный Совет СССР перед распадом страны прошли при полной «поддержке и одобрении» ее населения.
А гражданская война в России началась с беспорядков в Петербурге, о которых вообще никто в стране не знал и которые только спустя многие десятилетия назвали «великой октябрьской революцией». Нельзя считать внешнюю уверенность власти в себе признаком стабильности.
Существует два классических признака близких социальных катаклизмов:
1. Общее, сильное недовольство населения абсолютно неважно чем, в том числе и по совершенно различным причинам — но общее.
2. Разделение общества, в здоровом варианте представляющего из себя огромную палитру разнообразных политических мнений, на два противоборствующих лагеря, занимающих прямо противоположные, лишенные каких бы то ни было оттенков позиции, в равной степени несущие высокий эмоциональный заряд по отношению друг к другу.
Оба эти признака присутствуют сегодня в России. По моему ощущению, предстоящую катастрофу избежать уже нельзя. Ее можно только пережить.
Я знаю, что меня не услышат, но все равно скажу — нужно перестать ругаться и разбираться, кто прав. Поскольку это уже неважно. Это можно будет выяснить потом. Сейчас важно только, как мы будем людей спасать — живых людей, вне зависимости от их политических убеждений.
Потому что очень скоро очень плохо, очень страшно и очень опасно будет абсолютно всем.
Я думаю, что ни у одного нормального человека сегодня нет сомнений в том, что власть совершенно недееспособна и реально не имеет эффективных рычагов управления страной в принципе, а уж в кризисной ситуации тем более.
Вообще, ситуация такая, что вот прямо хоть комитет общественного спасения создавать. Не для того, чтобы свергнуть власть. Это-то она благополучно сделает самостоятельно, без всякой помощи. А для того, чтобы спасать людей в той ситуации, которая стране предстоит в самое ближайшее время.
Я очень надеюсь, что кто-нибудь — поумнее и попрозорливее меня — такой комитет тихо и без шума (как это и правильно, кстати) уже давно создал или создает. Навальный ли, Ходорковский ли.
Но если я ошибаюсь и ничего такого нет, то прямо нужно делать немедленно. Могу даже название посоветовать. Назовите 19-20. В честь той единственной ночи с 19 на 20 августа 1991 года, ночи Белого дома, когда страна действительно была едина в общем желании спасти себя.

Лев ДУРОВ: «Ира моя — украинка, очень красивая, к ней все так и липли. Ухажеров она спрашивала: «А балберка у тебя есть? Нет? А вот у Дурова есть!». Ни у кого, кроме меня, этой штуки не было...»
Публицист, телеведущий и автогонщик Алексей МОЧАНОВ: «Мы думаем, по Донецку ходят заросшие зомби с пулеметами и криками: «Путин, помоги!», но это не так»
Основатель «Коммерсанта» Владимир ЯКОВЛЕВ — россиянам: «Уезжайте и, главное, увозите детей!»
Несостоявшийся расстрел Майдана: кто давал добро, как происходило хищение оружия и где оно сейчас
Актриса, участница комик-труппы «Маски» Наталия БУЗЬКО: «Я перед Муратовой трепещу, и был лишь один случай, когда решилась задать ей вопрос: «Кира, а почему мы в таких платьях будем сниматься?». — «Считайте, что это бред сивой кобылы», — ответила она. С тех пор я ей вопросов не задаю»
Театральный режиссер Дмитрий БОГОМАЗОВ: «Государство должно содействовать свободе развития личности, а не плющить голову. Сегодня в России тот же совок, еще и агрессивный, а совок я очень не люблю»
Каждый отвечает за себя
Российский историк Евгений ПОНАСЕНКОВ: «Сжигание продуктов — старый языческий обряд жертвоприношения. Россия вернулась в XVI век со всем его мракобесием»
Киевлянка Ирина ХОРОШУНОВА в дневнике 1941 года: «Война идет такими темпами, что если день нет особых известий, это уже хорошо»
Двое из ларца: самые известные близнецы
Дом, милый дом. Кличко и Панеттьер показали новый особняк
Знаменитые актеры, которых не приняли в вуз
Родом из детства: звезды тогда и сейчас
Делу время, потехе час. Хобби звезд







Звезда "50 оттенков серого" показала грудь
Без комплексов. Lady Gaga показала белье
Дочь Джони Деппа ощущает себя лесбиянкой
Наталья Королева выставила грудь напоказ
18-летняя сестра Ким Кардашьян показала новую силиконовую грудь
Садальский о Василие Уткине: Где же твои принципы, Вася?
Пугачева будет судиться с Ирсон Кудиковой за долги
Джейн Биркин помирилась с Hermès
Тесть и теща Владимира Кличко не поделили деньги